Проект до
[1]
Наша компания Kaizen успешно реализовывает проекты с 2020 года, и несмотря на богатое портфолио, отличную репутацию и большой спрос на наши услуги, как и у любой компании, наш производственный цикл тоже имеет слабые места.
Проблема
[2]
У Kaizen не было четко выстроенной системы контроля качества и нам необходимо было ее создать. Но для этого нужно было и много дополнительного времени, чтобы создать и запустить в работу эту систему.
Решение
[3]
Было принято решение, что устранением таких проблем и будут заниматься сами сотрудники в рамках кружков качества.
Начнем с того, что кружки качества — это один из принципиальных элементов системы кайдзен философии. А так как наша компания выстроена на основе кайдзен, не организовать работу кружков мы не могли.
Если уходить в историю, то этот инструмент изначально появился на японском производстве (Toyota, Mitsubishi и т. д). И именно кружки качества стали основой развития производства и улучшения качества продукции промышленности Японии.
Внедрение кружков в работу Kaizen началось в августе 2022 года. Эту задачу поставили на директора продуктового департамента сроком в 3 месяца. Это значило, что сотрудники, которые ни разу не сталкивались с таким инструментом и не имели общего представления как он работает, должны были разобраться в работе кружков и правильно внедрить ее в систему компании.
[1] Кружки качества
Это эффективная часть системы контроля качества в компании. Представляет он из себя группу сотрудников, периодически собирающуюся в своё личное вне работы время для обсуждения связанных с их трудовой деятельностью проблем и возможностей. Это могут быть и про качество работы, её объем, издержки, оценку и другие вопросы. Добровольное участие рабочих в кружках качества пропагандируется японцами как надежный путь к удовлетворению индивидуальных потребностей сотрудников.
Идей работы кружков качества несколько:
[1] Они вносят значимый вклад в улучшение и развитие работы предприятия
[2] Кружки позволяют улучшить моральный климат среди членов рабочей группы и создают между всеми членами кружка отношения, основанные на уважении и взаимопонимании
[3] Кружки качества создают условия для повседневного роста, развития творческих способностей сотрудника
[2] Внедрение нового инструмента
Первые собрания по кружкам качества проводились 2 раза в неделю. Сотрудники разных должностей и ранга на добровольной основе встречались по вторникам после работы и по четвергам до работы. Длительность кружков на тот момент составляла 45 минут.
Идей работы кружков качества несколько:
[1] Они вносят значимый вклад в улучшение и развитие работы предприятия
[2] Кружки позволяют улучшить моральный климат среди членов рабочей группы и создают между всеми членами кружка отношения, основанные на уважении и взаимопонимании
[3] Кружки качества создают условия для повседневного роста, развития творческих способностей сотрудника
После первых встреч мы создали несколько правил, чтобы такие мелкие проблемы больше не возникали:
[1] Директор компании не должен посещать кружки качества, руководители могут
[2] Если сотрудник пропустил одну встречу кружков, то на второй он не имеет право голоса
[3] Во время встречи если участник критикует что-либо, необходимо предложить свою альтернативу решения
А спустя уже 2−3 недели мы разработали принципы работы кружков качества. Если изначально есть 10 стандартных принципов, то мы их проработали, поняли, что нам подходит, а что нет и добавили свое. Сейчас эти принципы выглядят так:
[>] добровольность;
[>] саморазвитие;
[>] групповая деятельность;
[>] применение методов управления качеством;
[>] деловая активность и непрерывность функционирования;
[>] атмосфера новаторства и творческого поиска;
[>] осознание важности повышения качества;
[>] взаиморазвитие;
[>] открытая позиция и свободное высказывание.
Кроме того, мы решили назначить председателя, секретаря и модератора. Председатель ведет кружки качества по диаграмме Исикавы, секретарь записывает протокол и рассылает участникам после встречи, а модератор следит за временем высказываний участников.
Через месяц мы уже перешли на собрания раз в неделю, а еще через месяц, когда вся команда обучилась и поняла как работают кружки, мы перешли на встречи 1 раз в 2 недели. Именно в таком формате кружки качества и продолжают работать в нашей компании.
Вот, как выглядит каждое собрание кружков качества на данный момент:
[>] Сбор актуальных проблем.
[>] Выбор проблемы для решения.
[>] Генерация идей, как решить заявленную проблему. Фиксируются на доске любые, даже самые парадоксальные идеи.
[>] Краткое обсуждение каждой идеи на предмет её реалистичности.
[>] Глубокий анализ возможных методов решения выбранной задачи.
[>] Подведение итогов занятия кружка.
[3] Диаграмма Исикавы
Все проблемы в рамках кружков качества разбирались по этой диаграмме. Так как у нас сфера услуг, то у нас диаграмма Исикавы разбиралась по фреймворку 7Р — product, price, place, promotion, process, physical evidence.
Диаграмма причины-следствия Исикавы (Cause-and-Effect-Diagram, «рыбья кость», «рыбий скелет») — это графический метод анализа и формирования причинно-следственных связей в форме рыбьей кости для определения причин проблемы. Именно ее мы используем, чтобы понять источник возникновения той или иной проблемы
[4] Реструктурирование компании
После пары месяцев работы кружков качества осенью 2022 года мы выявили проблемы сниженной эффективности и некачественного продукта:
[1] плохая погружаемость в проекты
[2] исполнители не несли ответственность за конечный продукт
[3] медленная скорость выполнения
Для решения этой проблемы нам нужно было менять структуру работы компании — уйти от бюрократизма и создать гибкую методологию управления.
После презентации новых идей и предложений генеральному директору, было принято решение пересмотреть структуру компании. Вследствие решения в компании появился head of product, который являлся заказчиком и управлял сроками через проектный офис. И отдельно была создана арт-студия без руководителей (только тимлиды) для гибкости и удобной работы исполнителей. Были сформированы рабочие группы по каждому проекту, где каждый мог доносить свое видение, все обменивались информацией и погружение в проекты в разы улучшилось. Это повлияло не только на качество самих продуктов, но и на скорость. Проекты стали закрываться на 25%-30% быстрее, чем было до реорганизации.
Так, на сегодняшний день каждые 2 недели в Kaizen проходят кружки качества, состоящие в среднем из 10−12 человек. С момента внедрения этого инструмента каждый сотрудник стал лучше понимать как работает тот или иной отдел, где есть недочеты и из-за чего они возникают и, самое главное, мы поняли, что каждый из нас может повлиять на решение проблемы в рамках кружка.
Проект после
[4]
Мы сделали вывод, что одним из действенных механизмов для повышения качества продукции или услуги является все-таки создание кружков качества на предприятиях. Кроме того, они способствуют созданию здорового климата в команде, искренности в межличностных отношениях, мотивации сотрудников, творческой и дружелюбной атмосфере на рабочем месте и расширению мировоззрения сотрудников.
Будем на связи?
Отправьте заявку, и мы ответим на все ваши вопросы.